Бронзовый век в Саратовском крае

На основе культуры энеолита в бронзовом веке (III—II тысячелетия до н. э.) сложились ямная, а затем срубная культуры.
Ямная культура названа так по обряду погребения в простых ямах. Племена ямной культуры занимались скотоводством, то есть освоили производящее хозяйство. Количество скота в стаде было, вероятно, небольшим, но достаточным, чтобы прокормить семью. С развитием скотоводства росло число голов овец, коров и лошадей. Их трудно было прокормить на приречных лугах, поэтому люди стали постепенно осваивать сначала ближние, а затем и глубинные участки степей. Так возникло кочевое скотоводство.

В приречных долинах с плодородными землями и богатым разнотравьем отдельные племена жили оседло. Здесь существовало придомное скотоводство в сочетании с земледелием.

Племена ямной культуры умели лепить грубые остродонные горшки, обрабатывать камень и кость, выковывать из меди орудия и украшения. Но медь — металл мягкий, и он не мог сразу вытеснить твердый камень. Только бронза (сплав меди с оловом) постепенно заняла ведущее место в изготовлении орудий и оружия.


Предметы ямной культуры
Предметы ямной культуры

Во II тысячелетии до н. э. в крае жили оседлые племена, которых, по их обычаю выкладывать стенки могилы бревнами, называют племенами срубной культуры. Помимо захоронений под насыпями курганов, известны ученым и поселения племен срубной культуры по берегам рек. Остатки таких поселений раскопаны полностью или частично у сел: Успенка на реке Большой Иргиз, Максютово на реке Камелик, Осинов Гай на реке Большой Узень, Смеловка на берегу Волги, Чапаевка на реке Малый Караман и в других местах. Население в это время было многочисленным. Только в междуречье Волги и Урала археологами обнаружено более 200 поселений.

На каждом поселении было несколько землянок. Они в разных Районах были различны и по форме, и по конструкции. Но везде для устройства жилища жители поселка рыли большой, но неглубокий котлован. Вдоль стен и по центральной линии будущего жилища ставили столбы, которые поддерживали двухскатную крышу Из бревен, утепленную сверху землей. Иногда внутри, вдоль стен устраивали земляные нары. На половине, ближайшей к выходу, складывали очаги. Были здесь хозяйственные постройки: для содержания скота, возможно, запасов сена и топлива, под мастерские (например, кожевенные, металлообрабатывающие).

На таком поселении жила одна большая патриархальная семья, во главе которой стоял мужчина, основатель ее.

Жители поселков в благоприятных в погодном отношении районах занимались пойменно-мотыжным земледелием, о чем свидетельствуют находки наконечников мотыг, каменных зернотерок и терочников, бронзовых серпов; при раскопках встречаются кости домашних животных — овец, коров, лошадей. Если первоначально практиковалось придомное животноводство, то позже осваивается глубинная степь. Начинают исчезать долговременные поселения с солидными жилищами, утверждается полукочевое, а затем и кочевое скотоводство. Но это было на пороге железного века.

Племена срубной культуры умели обрабатывать шкуры, кость, дерево, изготовлять глиняную посуду, ткань. Особенно бурно в это время развивались металлургия и металлообработка. Из бронзы отливали наконечники копий, кинжалы, топоры, ножи, серпы, выковывали разные украшения. О местном их производстве рассказывают клады бронзовых изделий. Один такой клад из 65 предметов был найден у села Сосновая Маза близ Хвалынска, а другой (16 серпов) — около села Перелюб в Заволжье. Известны находки обломков литейных форм, кусочков шлака.

Поскольку на Нижней Волге нет месторождений меди, то готовый металл привозили из богатых медными рудами урало-казахстанских металлургических центров. Здесь из руды выплавляли металл, слитки которого расходились по всей Восточной Европе.

Девушка из с. Бережновка Саратовской обл. Реконструкция М.М. Герасимова
Девушка из с. бережновка Саратовской обл. Реконструкция М.М. Герасимова

В 1952 году при раскопках в Заволжье у села Бережновка на реке Еруслан в одном из курганов было открыто погребение девушки, жившей примерно 4 тысячи лет назад и принадлежавшей к племенам катакомбной культуры. Такое название эти племена получили от археологов — по обычаю в одной из стенок могильной ямы устраивать катакомбу, в которой и хоронили умершего.

В могиле рядом со скелетом девушки стоял грубоглиняный горшок. Внимание археологов привлек череп с ярко выраженной искусственной деформацией. Еще в младенческом возрасте девочке туго перебинтовали голову, отчего череп вытянулся ввысь. Череп был передан известному археологу и антропологу М. М. Герасимову с просьбой восстановить по нему облик девушки.

Михаил Михайлович много лет изучал закономерности соотношения мягких покровов и костей черепа и разработал методику восстановления лица по черепу. Так, он воссоздал облик скифского царя Скилура, древнерусских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, беспощадного завоевателя Тимура. Известны герасимовские портреты царя Ивана Грозного, флотоводца Федора Ушакова, поэта Фридриха Шиллера и других.

Изучив череп из Бережновского погребения, М. М. Герасимов воссоздал облик довольно миловидной девушки с несколько вытянутой кверху головой. Чтобы лучше оттенить деформацию черепа, ее волосы собраны в пучке на затылке. Такую прическу поддерживают ремешки с височными колечками из тонкой бронзовой проволоки. На шее девушки изображено ожерелье из нанизанных на тонкий ремешок мелких бронзовых бусинок и крупных костяных подвесок.

М. М. Герасимов выполнил еще две реконструкции по черепам из бережновских курганов — юноши и взрослого мужчины, представителей племени ямной культуры. Портреты этих людей, живших в далеком бронзовом веке, можно увидеть в залах Саратовского краеведческого музея.


Схожий материал: