Золотая орда в Поволжье

В результате завоевательных походов татаро-монгольских ханов в первой половине XIII века сложилось огромное государство Золотой Орды. На севере его граница доходила до города Булгара и земель Башкырда (Башкирии), а на юге — до Железных Ворот, то есть до современного Дербента. От реки Дуная на западе и далее на восток все причерноморские, прикаспийские, северокавказские степи, вплоть до сибирской реки Чулым, считались территориями Золотой Орды как пригодные для ведения кочевого скотоводства.

Разоренные во время завоевательных походов земли северо-восточных и юго-западных русских княжеств не входили в состав Золотой Орды, а были полузависимыми. Их облагали тяжелой данью.

Воины Золотой орды

Золотая Орда в течение всего XIII века была одним из мощных государств Европы и Азии. Ханы постоянно устраивали грабительские и карательные походы в пределы Руси, Литвы, Польши и других стран. На берегах Волги пленные, согнанные из завоеванных стран, строят города и поселки.

Столицей Золотой Орды вначале был город Сарай-ал-Махруса (Дворец Богохранимый), известный ныне еще под именами Сарай-Бату или Старый Сарай. Он находился на месте села Селитренного Астраханской области. Позднее столица была перенесена в Сарай-ал-Джидид (Новый Дворец, или Сарай-Берке), развалины которого обнаружены около города Ленинска Волгоградской области. Из других крупных городов Орды можно назвать Бельджамен (у села Дубовка Волгоградской области), Хаджитархан (близ Астрахани), Увек (на окраине Саратова), Мохши (у села Наровчат Пензенской области).

На территории нашей области, кроме Увека (Укека), известны остатки небольших золотоордынских поселений вблизи сел Квасниковка и Узморье Энгельсского района, Ахмат Красноармейского, Куликовка и Покровка Вольского районов, на месте нынешнего города Пугачева, в других местах.

Золотая Орда Поволжье

Золотоордынское поселение у села Шумейка Энгельсского района протянулось вдоль берега Волги почти на два километра. Наряду с остатками каменных и деревянных построек, найдены места, где в то время стояли юрты. Обширный золотоордынский поселок находился у села Советского. Здесь собраны монеты, украшения, обнаружены остатки металлургического производства, десятки жилищ-землянок.

Увек золотоордынский

Город Увек располагался на правом берегу Волги между Булгаром и Сараем, на полпути между ними (примерно в 15 днях пути от того и другого).

Основание Увека (Укека) ученые относят к 50-м годам XIII века. В переводе с древнетюркского слово «Увек» означает «башня». Увек, как и другие золотоордынские города, возник сразу, «на пустом месте». Его тоже строили пленные, согнанные из разных стран и превращенные в рабов.

Город был не только ремесленным и торговым центром, но и центром сельскохозяйственной округи (в степных районах обычно существовал кочевой уклад).

Первое упоминание об Увеке имеется в книге венецианского купца Марко Поло. Он рассказывает о посещении этого города венецианцами в 1262 году.

В 1334 году здесь побывал арабский путешественник Ибн-Баттута, который записал, что Укек — город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей».

В Увеке чеканили свою собственную монету. Она хорошо известна по многочисленным находкам. На одной ее стороне имелась надпись вроде: «Вечная слава и сопутствующая ей честь». На обороте указывались место чеканки — Увек — и год выпуска. Почти все надписи выполнены по-арабски.

К середине 70-х годов XIV века относятся последние монеты Увека. Вероятно, город в эти годы был разрушен оползнями берега Волги и пришел в сильный упадок. Окончательно он погиб в 1395 году от войск Тамерлана, который, преследуя правителя Золотой Орды Тохтамыша, шел по его следам из Предкавказья. Тамерлан взял и разорил ряд золотоордынских городов, в том числе и Увек.

Судя по археологическим находкам, город тянулся вдоль берега более двух километров. Над ним господствовала высокая гора, которая ныне называется Каланча. Увек имел квартально-усадебную планировку.

Увек Золотоордынский (реконструкция)
Увек Золотоордынский (реконструкция)

Центральный район Увека был аристократическим. В нем находились дворцы, общественные здания — мечети, бани, медресе и другие. Они были сооружены из обожженного кирпича на известковом растворе. Фасады зданий, а также внутренние парадные помещения украшались наборными майоликовыми панно из разноцветных изразцов. Рисунок там был геометрическим или растительным.

Здесь же располагались крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В комнатах вдоль трех стен устраивалась лежанка-суфа, внутри которой от печи проходили дымоходы-каны для ее обогрева. На внутренней стороне печи делали насечки для выпечки лепешек. Пол в жилище был земляной и кирпичный.

Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговый район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. Самые разные мастера трудились в них: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду — простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. Там имелись очаги. В них жили мелкие торговцы, владельцы мастерских, наиболее квалифицированные, полузависимые ремесленники.

Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. Вдоль стен устраивались широкие лавки-суфы. Обогревалось такое помещение жаровнями с горячими углями. В этих землянках обитали рабы-ремесленники.

Вероятно, такие же общие землянки имелись и в северной части города, в так называемых «христианских» кварталах, где жили русские, армяне и другие немусульмане. Были здесь и собственные жилища жителей. Увек считался для своего времени благоустроенным городом, с водопроводом из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.

В южной части города располагался некрополь. Здесь исследовано несколько мавзолеев с захоронениями. Любопытно богатое захоронение женщины в кирпичном склепе. На женщине была надета тонкая длинная шелковая рубаха, а сверху — парчовый, густо расшитый серебряными нитями халат. На ногах ее были сафьяновые сапожки с острыми, слегка загнутыми вверх носами и мягкими подошвами. Голову погребенной украшала шапка-бокка, сшитая из дорогой ткани и имевшая вверху украшенную материей, жемчугом и серебряными золочеными бляшками берестяную трубочку, куда убиралась заплетенная коса. Верх трубочки заканчивался красивым павлиньим пером. На руках женщины были золотые пластинчатые браслеты.

Также в могиле найдены серебряная и деревянная посуда, деревянная ложка, гребень, золотые серьги в виде знака вопроса, золотые кружочки (имитация монет), бронзовое зеркало. Словом, и обряд захоронения, и дорогие вещи свидетельствуют, что это было погребение знатной особы, жены какого-то богатого человека. Вещи из этого уникального по сохранности комплекса выставлены в одном из залов Саратовского музея краеведения.

Высокая культура городов Золотой Орды создавалась руками многих народов, согнанных сюда из завоеванных стран.

В городе было много русских. Здесь даже имелись церкви и часовни.

Существование русской колонии в Увеке подтверждают находки медных нательных крестиков, каменных и бронзовых иконок с изображением святых, русской керамики XIV века. Особенно интересна найденная небольшая каменная печать овальной формы. В середине ее изображена львица, а вокруг идет надпись с именем владельца печати князя Михаила. Любопытна и другая находка: обломок каменной литейной формы для изготовления женских украшений — серебряных колтов. Подобная же форма встречалась при раскопках древнего Киева в тайнике под Десятинной церковью. Известны и другие археологические следы пребывания русских в Золотой Орде.

Летом 1930 года колхозники села Подгорного, ныне Энгельсского района, рыли силосную яму и наткнулись на берестяную коробку, в которой находилась рукопись, написанная на бересте. Тут же были обнаружены небольшая бронзовая чашечка с остатками туши и костяное перо.

Ленинградские ученые установили, что часть рукописи выполнена уйгурским шрифтом и плохо сохранилась, остальные страницы содержали монгольский текст. Датирована рукопись началом XIV века. Изучение ее текста показало, что на берестяных листах написаны стихи. Несмотря на то, что не весь текст сохранился, содержание стихов понятно. В них рассказывается о том, как мать провожает своего сына на военную службу и советует не огорчаться. Видимо, служба простого воина была несладкой. Мать выражает надежду, что сын не подвергнется страданиям, увечьям, действиям злых духов. Она нежно называет его прекрасны кречетом. К сожалению, ответная песнь сына полностью не сохранилась. Сын говорит своей матушке:

О мать моя, милая матушка!
Трава лужайки стала сочнеть,
Близкие друзья стали отправляться,
Да отправлюсь я на свою приветливую родину.

Рукопись из Подгорного — это интересный памятник древне-монгольской народной лирики и имеет большое историко-литературное значение.


Схожий материал: