Промышленность, торговля и транспорт Саратова

С развитием сельского хозяйства складывались благоприятные условия и для роста винокуренной, мукомольной, суконной, салотопенной, кожевенной, табачной отраслей промышленности, получавших от земледелия и животноводства необходимое сырье.

Стремясь увеличить доходность имений, крупные помещики заводили винокуренные предприятия. В начале 50-х годов 17 предприятий Саратовской губернии давали ежегодно более 3 миллионов ведер водки: помещики с выгодой продавали ее казне. К концу дореформенного периода за Саратовской губернией закрепилось одно из первых мест в стране по мощности винокуренных заводов и количеству выпускаемой продукции.

Другой отраслью помещичьего предпринимательства было суконное производство, источником которого являлось местное овцеводство. Наиболее известными считались мануфактуры князя Лобанова-Ростовского в селе Журавка Балашовского уезда и помещика Гладкова в селе Новая Журавка Вольского уезда. В 1851 году эти мануфактуры выпустили товара на 20—40 тысяч рублей. К середине XIX века в губернии было 13 суконных вотчинных мануфактур. На них, как и на винокуренных, использовался труд крепостных.

На помещичьих мануфактурах выделывали лишь грубые сукна для солдатских шинелей. Качество продукции было низкое, а себестоимость высокая. Никаких технических усовершенствований не было. Суконные мануфактуры, основанные на подневольном труде, не могли конкурировать с развивающимися капиталистическими предприятиями центрального промышленного района страны. Их число в конце 50-х годов сокращается.

Остальные предприятия перерабатывающих отраслей — салотопенной, кожевенной, табачной, маслобойной (производство подсолнечного масла), горчичной — в основном принадлежали купцам, мещанам, крестьянам, немецким колонистам.

Здесь преобладало мелкое товарное производство, когда собственник орудий труда изготовлял продукцию сам вместе с членами семьи, а иногда с немногими наемными рабочими. «Большая часть этих заводов, — писал, в частности, современник о кожевенных предприятиях губернии, — приводятся в действие хозяином с 3, редко 4—5 работниками». Такие предприятия были во Всех уездах губернии.

Появляются и сравнительно крупные купеческие мануфактуры.
В 20-х годах купеческие салотопенные мануфактуры находились в Балашове, удельном селе Балаково. Их владельцы скупали скот не только на местных рынках, но главным образом в Заволжье, в области Войска Донского, у кочевников Нижней Волги, мукомольном производстве были настоящие «фабрики» по переработке зерна. Так, Вольским купцом Курсаковым в селе Верезове Николаевского уезда на реке Большой Иргиз была устроена водяная мельница с 20 жерновами, из них 11 перемалывали зерно на муку высших сортов. Предприятие приносило хозяину до 30 тысяч рублей годового дохода. Славились расположенные в том же уезде мельницы известных в России вольских купцов Сапожниковых, николаевского купца Волковойнова.

Хотя и медленно, развивалась промышленность Саратова. Появились два небольших металлообрабатывающих предприятия, где отливали колокола. В 1828 году в городе была основана одна из первых в России табачная «фабрика», принадлежащая купцу К. Штафу. Большинство промышленных предприятий Саратова, как и всей губернии, были мелкими, кустарными, с ручным трудом и самой примитивной техникой.

В 1830 году на 58 предприятиях города трудились всего 713 постоянных работников и до 400 сезонных. Но уже тогда имелись и сравнительно крупные предприятия. На трех купеческих мануфактурах было от 35 до 45 рабочих. Они вырабатывали сарпинку на дому из хозяйского сырья. Пять наиболее крупных салотопенных мануфактур купцов И. Волкова, О. Горбунова, П. Шатова, М. Канина и И. Уфимцева, на каждой из которых трудились от 25 до 30 постоянных рабочих, производили сала на 356 тысяч рублей.

Все саратовские предприятия, за исключением чулочной мануфактуры помещика Куткина, использовали труд вольнонаемных работников. Промышленная продукция сбывалась в губернии и за ее пределами.

Развитие промышленности Саратова и края, при всей ее отсталости, примитивности техники, небольшом числе рабочих, подготовило условия для перехода к капитализму.

Развитие сельского хозяйства и промышленности позволило Саратовской губернии занять видное место на складывающемся всероссийском рынке. Основной формой торговли по-прежнему была ярмарочная торговля. В 1850 году в крае действовали 143 ярмарки. На них продавалось товаров на 4 миллиона рублей в год. Большинство ярмарок, как сельских, так и городских, были мелкими и обслуживали небольшие территории. Крупнейшей ярмаркой Саратовского края считалась Покровская в Новоузенске, на которой продавались тысячи голов скота.

гостинный двор в Саратове

Гостинный двор.

В Саратове и в Вольске начинает развиваться постоянная торговля в гостиных дворах, торговых рядах, магазинах, лавках. Ассортимент товаров в них стал более разнообразным — от соли, рыбы до дамских модных костюмов в саратовских магазинах А. Сервье и С. Сапожникова, канцелярских товаров, хрустальной и фарфоровой посуды в лавках А. Рыбакина и детских игрушек в лавке М. Овчинникова.

Одновременно здесь сокращается ярмарочная торговля. С 1838 по 1858 год привоз товаров на саратовскую Введенскую ярмарку сократился в 15 раз. «Ярмарочная торговля падает там, где равивается постоянная торговля. В особенности это заметно в Саратове», — отмечал губернатор в 1861 году.

Важнейшей статьей торговли края был хлеб. Крупные партии пшеницы отправлялись вверх по Волге до Москвы и Петербурга; ржаная мука, овес поступали в Астрахань и на Дон. Большие хлебные поставки осуществляла казна для Кавказской армии; через порты Балтийского и Черного морей саратовская пшеница продавались за границу.
Хлебная торговля находилась в руках скупщиков, покупавших хлеб у крестьян по низким ценам, перепродававших зерно, муку крупным купцам, ведущим оптовую торговлю. В 50-х годах известными поставщиками пшеницы и ржи были купцы саратовские (Мордовцев, Зайцев, Удалов) и Вольские (Брюханов, Курсаков, Плигин). Капиталы некоторых из них исчислялись миллионами. Так, торговый оборот Вольских купцов в одном лишь селе Балаково, являвшемся в 50-х годах центром пшеничной торговли трех Уездов, достигал 10 миллионов рублей.

Помимо муки на рынок поступала продукция других отраслей перерабатывающей промышленности: табак, подсолнечное масло, горчица, выделанная кожа и кожаные изделия, сарпинка. Большие партии сала и сальных свечей — несколько десятков тысяч пудов — отправлялись в Москву, Петербург, Тулу, Калугу, Пензу. 

На речном транспорте по-прежнему широко использовались разнокалиберные суда старых типов и конструкций, известные с XVII— XVIII веков: барки, беляны, коломенки, расшивы, подчалки, ладьи. Передвигались суда в основном с помощью бурлаков. В 30-х годах речной флот Волги и ее притоков обслуживали не менее 600 тысяч судовых рабочих. Перевозки по рекам осуществлялись медленно. Из Астрахани до Саратова суда плыли около 6 недель, от Саратова до Нижнего Новгорода — 6-7 недель. Для развития торговли требовалось оснащение флота паровыми машинами.

Пароход Волга
Пароход «Волга», построенный в 1846 г.


Первый пароход на Волге появился в 1818 году. Но только в 50-х годах, когда начали создаваться пароходные общества «По Волге», «Меркурий», «Самолет» и другие), пароходы становятся привычным видом транспорта.

В 1843 году было основано первое пароходное общество «По Волге». В состав директоров вошли иностранный подданный Н. И. Кейли, купцы петербургский М. П. Кириллов и калязинский П. М. Полежаев. Начав с 6 пароходов, общество «По Волге» в первые годы XX века имело уже 18 пассажирских судов, 4 буксирных парохода, 11 барж и множество плавучих пристаней. Пароходы этого общества, как их называли — «волжские», были белого цвета с черным корпусом и трубой, на их колесном кожухе прикреплялась большая золоченая звезда с шестью лучами. «Волжские» суда были не особенно большие, имели в трюмах каюты для пассажиров I и II классов, а на верхней, ничем не защищенной палубе места для пассажиров III класса. В трюмах устраивались отсеки, вмещавшие до 1500 пудов груза.

Пассажирские суда обычно имели парные названия: «Император» и «Императрица», «Князь» и «Княгиня», «Дворянин» и «Дворянка», «Гражданин» и «Гражданка» и т. д. Обслуживали эти пароходы линии Нижний Новгород — Астрахань и другие. Они обладали первоначально паровой машиной небольшой мощности. Но пароходы общества «По Волге», «Самсон» и «Геркулес» — имели соответственно 1000 и 800 лошадиных сил. Ходили они со скоростью 100 верст в сутки против течения и более 200 верст по течению, тянули за собой по нескольку барж с грузами. Постепенно пароходы начали вытеснять старые суда. К началу 50-х годов вдвое сократилось и число бурлаков.

Но одно пароходное сообщение не могло разрешить всех транспортных проблем. Сухопутная торговля края велась по старым торговым дорогам. Все дороги были грунтовыми, они не могли использоваться осенью и весной из-за грязи. Недостатком гужевого транспорта была его медлительность и дороговизна. Только железные дороги в соединении с пароходством могли дать возможность вывозить товары в большом количестве.


Схожий материал: