Крестьянская война показала самодержавию, что политика просвещенного абсолютизма не способна предотвратить обострение социальных противоречий, а существующая структура органов власти и управления на местах не может приостановить нарастание крестьянских волнений.
Уже 7 ноября 1775 года было издано «Учреждение для управления губерний», согласно которому в империи вместо 23 создавались 50 губерний. Если до этого Россия делилась на губернии, провинции и уезды, то теперь сохранились только губернии и уезды.
В апреле 1785 года изданы жалованные грамоты дворянству и городам. Они окончательно оформили сословный строй самодержавно-крепостнической России.
Саратовский край был выделен из состава обширной Астраханской губернии в самостоятельную административную единицу. В январе 1780 года астраханский губернатор И. В. Якоби получил указание «объехать места для образования Саратовского наместничества» (губернии, управляемой наместником и губернатором), а 7 ноября оно было утверждено в составе девяти уездов: Саратовского, Хвалынского, Вольского, Кузнецкого, Сердобского, Аткарского, Петровского, Балашовского и Камышинского.
Однако число проживающих в наместничестве жителей оказалось ниже установленной нормы. В 1782 году в состав наместничества вошли Царицын (образован Царицынский уезд) и Черный Яр, а также из Тамбовской губернии переданы Новохоперский уезд и часть Борисоглебского. Наместничество включило 178 600 квадратных верст территории, 1192 населенных пункта (445 сел, 640 деревень и 106 колоний) и 640 000 человек. Позднее его территориальный состав несколько раз изменялся.
Новые города — уездные центры — создавались путем преобразования сел и слобод.
ДОКУМЕНТ
«Дворцовые села: Сосновый Остров, Малыково, Нарышкино и Балашево, пахотных солдат селения: Еткару, Большую Сердобу устроить городами под названием: Хвалынск, Волгск, Кузнецк, Балашев, Аткар и Сердоб, город Дмитриевск именовать Камышином…»
Позднее названия городов несколько изменились: Балашев — Балащов, Волгск — Вольск, Сердоб — Сердобск, Аткар — Аткарск. Губернскому Саратову был присвоен герб — щит с тремя звездообразно расположенными стерлядями на голубом поле (знак рыбных богатств и значения губернии в рыбной торговле на Волге). Были учреждены и гербы уездных городов.
В каждой губернии создавался обширный штат чиновников. При губернаторе — главе губернии — существовало губернское правление, в уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему. Исполнительным органом власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитаном-исправником, избираемым местным дворянством. Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия — свой суд.
Губернские учреждения разместились сначала во флигеле вице-губернаторской усадьбы, а затем — в специально построенном здании Присутственных мест. Это здание в несколько перестроенном после пожара виде сохранилось до наших дней (ныне здесь находятся музыкальное и хореографическое училища).
3 февраля 1781 года в Саратове торжественно собралось «благородное общество». Губернатор И. И. Поливанов в торжественной обстановке объявил об открытии наместничества, что вызвало у дворян и богатого купечества «неописуемую радость».
После вступления на престол Павла I, 12 декабря 1796 года, Саратовское наместничество было упразднено, а его земли отошли к Пензенской и Астраханской губерниям. Это был очевидный просчет. Поэтому правительство быстро признало ошибку. Уже 5 марта 1797 года Саратов стал губернским центром, зато Пенза стала уездным городом Саратовской губернии. И лишь в 1801 году, уже при новом императоре Александре I, Пензенская губерния была восстановлена.
К концу третьей четверти XVIII века в Саратове насчитывалось 2250 дворов, 300 лавок и свыше 50 рыбных и соляных амбаров. Его население составило уже около 15 тысяч жителей. В 1798 году появился план губернского Саратова, из которого видно, что город вышел далеко за пределы бывшего земляного вала. Он доходил до современной улицы Радищева, а вниз по Волге — до улицы Белоглинской (бывшего Белоглинского оврага, или реки Белая Глинка).
Тогда же возникли пригородные слободы: Черный Лес (ныне Район Ильинской площади) и Солдатская — на горах (в Затоне).
На окраине города находились две площади: Присутственных мест, с усадьбами губернатора и вице-губернатора, зданиями основных административных учреждений и т. д., и Хлебная (позже — верхний базар), где размещались хлебные амбары, конюшни, кузни. Так создавались новые административный и торговый центры. Процесс превращения бывших сел в города происходил медленно и неравномерно. Однако постепенно уездные города края преобразовывались в центры торговли хлебом и сырьем. Появились и крпные торговые села: Баланда (ныне город Калининск), Золотое, Степное, Аркадак и другие.
Помещик в своем поместье. Гравюра XVIII века
Одним из результатов социально-экономического развития саратовских городов было формирование купечества, которое вело оптовую и розничную торговлю, брало откупы на поставку хлеба, вина, соли, занималось ростовщичеством. Однако оно не успело еще накопить значительных капиталов.
Вторым по значению городским сословием были ремесленники. По реформе 1775 года все цеховые ремесленники переименованы в мещан. Разбогатевшие ремесленники пополняли ряды купечества. Развитие товарно-денежных отношений способствовало появлению слоя торгующих крестьян. Крестьяне, записавшиеся в посад, должны были платить двойную подать: купечеству и помещику. Однако это не остановило их проникновения в торговлю. Торгующие крестьяне становились серьезными конкурентами купцов.
В составе городского населения значительное место занимали бобыли. Это была пестрая по социальному происхождению, занятиям и положению категория.
В конце XVIII века усиливается помещичья колонизация Саратовского края. Дворяне осаждали саратовского наместника П. С. Потемкина письмами и ходатайствами об отводе им земель. Так, С. Ф. Голицын писал: «В саратовском наместничестве ныне мода просить земель… прошу мне побольше и получше оной отвести». До 1797 года граф Зубов получил 89 тысяч десятин, граф Шереметев — 38 тысяч, тайный советник Судиенко — 20 тысяч, граф Безбородко — 18 тысяч и т. д. Одновременно с землей раздавались в собственность дворян и крестьяне.
Так, Павел I раздал в Саратовской губернии за один 1797 год более 8 тысяч душ мужского пола. 2 тысячи крестьян из 5 сел (Мордовое, Ахмат, Нижняя Добринка, Студенка, Бобровка) были отданы прокурору Обольянинову. Статс-дама Ливен получила 1500 крестьян села Терса. Крестьяне сел Верхняя Добринка и Грязнуха стали собственностью тайного советника Волкова.
К концу века помещики захватили более половины всех земель Саратовского Правобережья. Крепостные крестьяне составили 55,2 % населения края.
Вопрос же о государственной колонизации земель, о переселении малоземельных государственных крестьян решен не был, так как правительство не располагало точными данными, сколько имеется свободных земель. Генеральное межевание в Саратовском крае началось только в 1798 году.
Колонизация Саратовского края в конце XVIII века имела важные последствия. Она привела к быстрому росту населения и изменению его национального состава.
ФАКТ
Среднегодовой прирост населения в Саратовском крае составлял 4,12 процента, что было в 5 раз выше прироста населения в Центральной России.
К концу века завершилась колонизация Правобережья, слабозаселенное же Левобережье оставалось огромным резервом пустующих земель, освоение которых продолжалось в первой половине XIX века.
Население края превратило его в район, производящий миллионы пудов товарного зерна, поступающего на рынок в центральные, поволжские губернии и Причерноморье.
Помещичья колонизация сопровождалась распространением постничества вширь (на новые земли). Одновременно развитие товарно-денежных отношений, появление наемного труда на промыслах, транспорте и в сельском хозяйстве создавали предпосылки для развития капиталистических отношений.
Схожий материал:
Культура и быт Саратовского края XVII-XVIII вв