На основе культуры энеолита в бронзовом веке (III—II тысячелетия до н. э.) сложились ямная, а затем срубная культуры.
Ямная культура названа так по обряду погребения в простых ямах. Племена ямной культуры занимались скотоводством, то есть освоили производящее хозяйство. Количество скота в стаде было, вероятно, небольшим, но достаточным, чтобы прокормить семью. С развитием скотоводства росло число голов овец, коров и лошадей. Их трудно было прокормить на приречных лугах, поэтому люди стали постепенно осваивать сначала ближние, а затем и глубинные участки степей. Так возникло кочевое скотоводство.
В приречных долинах с плодородными землями и богатым разнотравьем отдельные племена жили оседло. Здесь существовало придомное скотоводство в сочетании с земледелием.
Племена ямной культуры умели лепить грубые остродонные горшки, обрабатывать камень и кость, выковывать из меди орудия и украшения. Но медь — металл мягкий, и он не мог сразу вытеснить твердый камень. Только бронза (сплав меди с оловом) постепенно заняла ведущее место в изготовлении орудий и оружия.
Предметы ямной культуры
Во II тысячелетии до н. э. в крае жили оседлые племена, которых, по их обычаю выкладывать стенки могилы бревнами, называют племенами срубной культуры. Помимо захоронений под насыпями курганов, известны ученым и поселения племен срубной культуры по берегам рек. Остатки таких поселений раскопаны полностью или частично у сел: Успенка на реке Большой Иргиз, Максютово на реке Камелик, Осинов Гай на реке Большой Узень, Смеловка на берегу Волги, Чапаевка на реке Малый Караман и в других местах. Население в это время было многочисленным. Только в междуречье Волги и Урала археологами обнаружено более 200 поселений.
На каждом поселении было несколько землянок. Они в разных Районах были различны и по форме, и по конструкции. Но везде для устройства жилища жители поселка рыли большой, но неглубокий котлован. Вдоль стен и по центральной линии будущего жилища ставили столбы, которые поддерживали двухскатную крышу Из бревен, утепленную сверху землей. Иногда внутри, вдоль стен устраивали земляные нары. На половине, ближайшей к выходу, складывали очаги. Были здесь хозяйственные постройки: для содержания скота, возможно, запасов сена и топлива, под мастерские (например, кожевенные, металлообрабатывающие).
На таком поселении жила одна большая патриархальная семья, во главе которой стоял мужчина, основатель ее.
Жители поселков в благоприятных в погодном отношении районах занимались пойменно-мотыжным земледелием, о чем свидетельствуют находки наконечников мотыг, каменных зернотерок и терочников, бронзовых серпов; при раскопках встречаются кости домашних животных — овец, коров, лошадей. Если первоначально практиковалось придомное животноводство, то позже осваивается глубинная степь. Начинают исчезать долговременные поселения с солидными жилищами, утверждается полукочевое, а затем и кочевое скотоводство. Но это было на пороге железного века.
Племена срубной культуры умели обрабатывать шкуры, кость, дерево, изготовлять глиняную посуду, ткань. Особенно бурно в это время развивались металлургия и металлообработка. Из бронзы отливали наконечники копий, кинжалы, топоры, ножи, серпы, выковывали разные украшения. О местном их производстве рассказывают клады бронзовых изделий. Один такой клад из 65 предметов был найден у села Сосновая Маза близ Хвалынска, а другой (16 серпов) — около села Перелюб в Заволжье. Известны находки обломков литейных форм, кусочков шлака.
Поскольку на Нижней Волге нет месторождений меди, то готовый металл привозили из богатых медными рудами урало-казахстанских металлургических центров. Здесь из руды выплавляли металл, слитки которого расходились по всей Восточной Европе.
Девушка из с. Бережновка Саратовской обл. Реконструкция М.М. Герасимова
В 1952 году при раскопках в Заволжье у села Бережновка на реке Еруслан в одном из курганов было открыто погребение девушки, жившей примерно 4 тысячи лет назад и принадлежавшей к племенам катакомбной культуры. Такое название эти племена получили от археологов — по обычаю в одной из стенок могильной ямы устраивать катакомбу, в которой и хоронили умершего.
В могиле рядом со скелетом девушки стоял грубоглиняный горшок. Внимание археологов привлек череп с ярко выраженной искусственной деформацией. Еще в младенческом возрасте девочке туго перебинтовали голову, отчего череп вытянулся ввысь. Череп был передан известному археологу и антропологу М. М. Герасимову с просьбой восстановить по нему облик девушки.
Михаил Михайлович много лет изучал закономерности соотношения мягких покровов и костей черепа и разработал методику восстановления лица по черепу. Так, он воссоздал облик скифского царя Скилура, древнерусских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского, беспощадного завоевателя Тимура. Известны герасимовские портреты царя Ивана Грозного, флотоводца Федора Ушакова, поэта Фридриха Шиллера и других.
Изучив череп из Бережновского погребения, М. М. Герасимов воссоздал облик довольно миловидной девушки с несколько вытянутой кверху головой. Чтобы лучше оттенить деформацию черепа, ее волосы собраны в пучке на затылке. Такую прическу поддерживают ремешки с височными колечками из тонкой бронзовой проволоки. На шее девушки изображено ожерелье из нанизанных на тонкий ремешок мелких бронзовых бусинок и крупных костяных подвесок.
М. М. Герасимов выполнил еще две реконструкции по черепам из бережновских курганов — юноши и взрослого мужчины, представителей племени ямной культуры. Портреты этих людей, живших в далеком бронзовом веке, можно увидеть в залах Саратовского краеведческого музея.
Схожий материал:
История поволжья в средние века
Первые славяне на земле саратовской