Окончательное закрепощение крестьян в 1649 году, безмерное усиление барщины и оброка, возрастающий гнет прямых и косвенных налогов, притеснение и произвол со стороны бояр, помещиков и воевод вели к массовому бегству крестьян и посадских людей на Дон и Нижнюю Волгу. Там они вливались в казачьи отряды.
Казачья голытьба, не имевшая своих хозяйств, жила за счет военной добычи, и поэтому она охотно становилась под знамена удачливых атаманов. В конце 60-х годов XVII века до воевод волжских городов стали доходить тревожные слухи о том, что донские казаки собираются идти на Волгу в очередной поход «за зипунами» — добычей. Из Москвы полетели указы в Саратов, Царицын и другие города «жить с великим бережением».
Степан Разин в Поволжье
Ранней весной 1667 года на территории между Саратовом и Царицыном появились разведчики с Дона, а в мае к Волге во главе тысячного отряда вышел Степан Разин.
Он опустился вниз по реке, грабя по дороге купеческие и даже царские караваны судов, а затем напал на персидские земли, пережившие накануне землетрясение. Успешное возвращение из Персидского похода принесло Разину славу добычливого вожака. А царское прощение разинских «вин» еще больше подняло его авторитет.
Со всех сторон к нему стекаются казаки и беглые. Весной 1670 года он снова отправляется на Волгу.
За лето вся Нижняя Волга вплоть до Царицына стала «казачьей» рекой. 29 июля 1670 года было решено идти походом вверх по Волге. Слухи о предстоящем походе, разинские «прелестные письма» задолго до прихода самого Разина распространялись среди городских низов и крестьян.
ДОКУМЕНТ
«Грамота от Степана Тимофеевича от Разина.
Пишет Вам Степан Тимофеевич всей черни. Кто хочет Богу да Государю служить, да и великому войску и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков и вам бы за одно изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить.
И мои казаки како промысь станут чинить и вам бы итить к ним в совет и кабальныя и опальныя шли бы в полк к моим казакам».
Призыв атамана был услышан. Из вожака «воровских» казаков он стал предводителем восставших низов и национальных меньшинств. Многие саратовцы влились в его отряды еще на пути от Астрахани в Царицын. Они звали Разина, «чтоб он шел к ним под Саратов не мешкав, а саратовцы… грацкие люди город Саратов ему, Стеньке, сдадут…».
Саратовский воевода Козьма Лутохин предпринял попытку укрепить город: гарнизон пополнили 300 казанских и 200 самарских стрельцов. В Царицын он послал «для вестей про него, Стеньку Разина», двух лазутчиков. Их, однако, обнаружили и выдали атаману саратовские перебежчики.
В самом Саратове накануне прихода разинского войска началось восстание. Казанские и самарские стрельцы, выйдя из Повиновения, ушли из города. Жители схватили воеводу и приставили к нему усиленный наряд из 20 человек. Казачье войско было еще в семи верстах от города, а Саратов уже находился в руках восставших.
Ранним утром 15 августа 1670 года войско С. Т. Разина подошло к стенам города. Через своего посла Федьку Самаренина атаман предложил жителям и гарнизону сдаться без боя. «…И город де Саратов саратовские жители сдали, и его [Разина]… Богородецкого монастыря игумен и саратовские все жители встречали с хлебом-солью».
Воевода и другие начальные люди, находившиеся в городе, были перебиты. В Саратове, как и в других городах, учредил самоуправление (казачий круг). Атаманом поставили донского казака Григория Савельева. В руки Разина попали царская казна, оружие, хлеб и другие запасы. По казацкому обычаю, повстанцы «дуванили» (разделили) захваченную казну и имущество между собой. Не задерживаясь в Саратове, Разин выступи к Самаре.
С середины августа 1670 года до июля 1671 года Саратов бы одним из центров восстания на Нижней Волге. Саратовцы участвовали в походах разинских атаманов на Симбирск. В сентябре 1670 года отряд Г. Савельева, состоящий из саратовских «жилецких людей» и донских казаков, выступил на Пензу и овладел ее без боя, а затем под предводительством нового атамана Василия Федорова взял города Нижний и Верхний Ломов.
ЛИЧНОСТЬ
Василий Федоров «в распросе» показал: «Родом-де он белогорец, бывал солдат Белогорецких полков, и назад-де тому года с с службы из Белогорецких полков сбежал он на Дон и жил на Дону в казаках». Вместе с Разиным Федоров «з Дону пошел… на Волгу», участвовал в штурме Астрахани, затем шел «Волгою вверх». В Саратове он «заболел и остался». И обмогшись, с Саратова з донским казаком з Гришкою Савельевым… пошел под Пензу», где «учинили атаманом ево, Ваську».
Несмотря на отсутствие помощи, этот отряд продолжал сражаться до декабря 1670 года, пока не был разбит превосходящими силами царских воевод. Василий Федоров «за… многое воровство и за бунт» был повешен. Отдельные отряды, включавшие саратовцев (например, Тимошки Мещеряка), действовали на реках Хопер и Медведица.
Саратовцы сохранили верность Разину и после его поражения под Симбирском. Отходя вниз по Волге к Царицыну, он пополнил в Саратове запасы продовольствия, с его войском ушло более ста человек саратовских «жилецких людей».
Весной и летом 1671 года саратовцы участвовали в новом походе под Симбирск под руководством Ф. Шелудяка и И. Константинова, а отряд наших земляков во главе с Тимошкой Маланьиным ходил под Пензу. Действовали и другие отряды.
Летом 1671 года из Москвы на Саратов и Царицын посылаются крупные военные силы. Горожане не могли оказать им сопротивления, поскольку основная армия восставших была разломлена. В город вступили царские войска, началась расправа. В течение нескольких лет ловили, пытали, казнили активных Участников событий. Те, кого миновала смертная казнь, были сосланы в Великий Устюг, Холмогоры и другие отдаленные места.
Вследствие карательных мер левобережный Саратов обезлюдел и захирел. Воевода Ф. Леонтьев в июле 1672 года доносил: «…Саратов худ, острог весь развалился…», «а саратовским служилым людям малолюдство большое».
Жестокая расправа не уничтожила память о Степане Разине, мученическая смерть которого окончательно сделала его народным героем. Народ слагал о нем песни, которые поются и поныне, например: «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес». В те времена и позднее пели песни и о сыне Разина — Михаиле. Всего в Поволжье сохранилось 50 песен о Степане Разине, из них 18 — в Саратовской губернии.
Есть на Волге легендарный утес Стеньки Разина, который находится южнее села Белогорского Красноармейского района Саратовской области. В дивизии Чапаева был полк имени Разина. Ныне в честь него названы улицы в Саратове, Ульяновске, Вольске и других городах.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
А. С. Пушкин в письме к брату Льву отзывался о С. Т. Разине как о «единственном поэтическом лице русской истории».
Историк Н. И. Костомаров, напротив, считал, что «это был выродок неудачного склада общества: местью и ненавистью к этому обществу было проникнуто все его существо».
Схожий материал:
Саратовский край в середине XVIII века
Саратовский край и восстание Пугачева